Цивилизационная идентичность: социокультурный феномен или геополитический конструкт?

Авторы

  • Т.А. Сенюшкина Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

DOI:

https://doi.org/10.21146/2713-1483-2021-3-2-70-82

Ключевые слова:

ивилизационная идентичность, геополитическое конструирова­ние, критическая геополитика, конструктивизм, взаимосвязь геополитических и ци­вилизационных факторов, Восток-Запад, Крым

Аннотация

В статье раскрывается двойственная природа цивилизационной идентичности, кото­рая проявляется в том, что она отражает объективную социокультурную реальность жизненного пространства личности и общества и, одновременно с этим, может вы­ступать в качестве когнитивного конструкта, который применяется для достижения геополитических целей. Для обоснования этого положения автор последовательно решает задачи, которые соответствуют основным тематическим блокам исследова­ния. В первом блоке рассматриваются вопросы теоретико-методологического харак­тера, возникающие при исследовании взаимосвязи цивилизационных и геополитиче­ских процессов в междисциплинарном предметном поле. В качестве методологии используются теоретические положения цивилизационного подхода, критической геополитики и конструктивизма. Во втором блоке через призму ключевой идеи ис­следования рассматривается традиционная для российской культуры дихотомия «Восток – Запад». Автор приходит к выводу, что составные элементы парного поня­тия «Восток – Запад» весьма расплывчаты с точки зрения их точного описания, при­вязки к конкретным странам и народам и имеют исторически-временной характер. Кроме этого, дихотомия «Восток – Запад» имеет разное преломление в мировоззре­нии разных поколений, в зависимости от исторического опыта или «коллективной судьбы», согласно терминологии К. Манхейма. На примере античных цивилизацион­ных процессов в Крыму сравнивается геополитический статус Херсонеса, который можно приписать к «Западу» в его эллинском смысле и Боспорского царства, где пересекаются два цивилизационных элемента – эллинский и иранский. Делается вы­вод о том, что Крым – это место встречи Востока и Запада, что можно применить и к России в целом, с точки зрения межцивилизационных взаимовлияний, которые формируют российский культурный код, готовый к периодической смене идентично­сти. Результаты исследования подтверждают гипотезу, сформулированную в начале статьи. Делается вывод о том, что цивилизационная идентичность характеризуется дуальной природой – с одной стороны, она отражает объективную социокультурную реальность жизненного пространства личности и общества. С другой стороны, циви­лизационная идентичность подвластна конструированию, что облегчает ее использо­вание в качестве инструмента для достижения геополитических целей.

Опубликован

2021-11-25

Выпуск

Раздел

ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ГЕОПОЛИТИКА

Как цитировать

[1]
2021. Цивилизационная идентичность: социокультурный феномен или геополитический конструкт?. Проблемы цивилизационного развития. 3, 2 (Nov. 2021), 70–82. DOI:https://doi.org/10.21146/2713-1483-2021-3-2-70-82.

Похожие статьи

1-10 из 98

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.