Об историко-цивилизационной и культурной роли философии в современном мире: Россия и Европа

Авторы

  • В.И. Шамшурин МГУ имени М.В. Ломоносова
  • Н.Г. Шамшурина Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

DOI:

https://doi.org/10.21146/2713-1483-2024-6-1-43–57

Ключевые слова:

история, цивилизация, культура, философия, политика, право, Россия, Европа, гуманизм, христианство.

Аннотация

При рассмотрении взаимосвязи истории и культурно-цивилизационных процессов с философией предлагается типология из двух видов философии. Точнее – два вида философии справедливости – «эквиваленция» и «квалификация». Первая, к сожале­нию, наиболее распространенная в политике, особенно европейской, особенно евро­атлантической, точнее – западной политике, является одной из существеннейших причин кризисов и войн как в истории, так и в современности. Именно она (эквива­ленция), по сути, является синонимичной кровной мести (талиону), при котором воздаяние становится равноценно преступлению. В этом случае каждая из конфлик­тующих сторон выступает в качестве субъекта права и считает себя пострадавшей стороной. При этом одна из сторон (как это видно на примере Европы при изучении ее истории, особенно последние 500 лет колониальной истории) – только себя и счи­тает еще и единственным источником нормотворчества в договорной системе коор­динат. Что по факту ведет, без всяких исключений, в истории вопроса, а главное в настоящем – к умножению конфликтов и отказу от мирных переговоров в принци­пе. И прошлое, и настоящее политического и историко-цивилизационного, культур­ного развития человечества свидетельствует именно об этом. Это философия поли­тического солипсизма. Квалификация или, как это называется в римском праве, «гуманная справедливость в пользу свободы», более соответствующая, как показы­вает опыт истории вообще и исторического развития России в частности, с ее много­национальным составом государственности, сохранившим в течение своего много­векового развития около 190 наций и народностей, исходит из того, что норма не релятивна и не конвенциональна. Она имеет аподиктические характеристики и предполагает долгий процесс публично-правового согласования репрезентатив­ных баз данных в виде тех или иных социально-политических отношений (в том числе и конфликтных) в их соотнесении с интересами конфликтующих субъектов и нормами, признание всеобщности и необходимости которых договаривающимися сторонами является непременным условием выхода из любого кризиса. Это фило­софия политического симфонизма и синергии. При соотношении философии и ис­тории, философии и культуры следует иметь ввиду, что она (философия) несет на себе прежде всего функцию воспитательного свойства. И вместе с тем функцию стратегического планирования. А не прогностическую функцию. В противном слу­чае мы получаем то, что можно назвать «тоннельным» или, как сейчас говорят, «блоковым мышлением», не способным различать в долговременной, среднесроч­ной и даже в краткосрочной перспективе истинный и ложный виды прогресса, со всеми их последствиями в истории культур и цивилизаций. Или то, что можно назвать политическим солипсизмом, не способным ни к какому взаимодействию культур и переговорным процессам во внутригосударственных делах и междуна­родных отношениях.

Опубликован

2024-07-08

Выпуск

Раздел

МЕТОДОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА

Как цитировать

[1]
2024. Об историко-цивилизационной и культурной роли философии в современном мире: Россия и Европа. Проблемы цивилизационного развития. 6, 1 (Jul. 2024), 43–57. DOI:https://doi.org/10.21146/2713-1483-2024-6-1-43–57.

Похожие статьи

1-10 из 88

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.