Тибетский буддизм в цивилизационном пространстве России (обзор)
DOI:
https://doi.org/10.21146/2713-1483-2019-1-1-146-155Ключевые слова:
тибетский буддизм; Россия; Тибет; калмыки; буряты; тувинцы; далай-лама; буддийские учения; буддийская философия; ретрит; шаматха.Аннотация
Данный обзор посвящен двум буддийским мероприятиям – майским учениям 2019 года Его Святейшества Далай-ламы XIV в Дхарамсале (Индия, Химачал-Прадеш) и байкальскому ретриту учеников геше Джампа Тинлея (Москва), в котором приняла участие делегация монахов тибетского монастыря Сера Ме (Индия, Билакуппе, штат Карнатака). Во время обоих мероприятий давались учения по теории пустотности, разработанной в школе буддийской философии Мадхьямака Прасангика.
Цель данного обзора – показать исторические корни тибето-буддийской цивилизации в пространстве российской культуры, а также дать характеристику явленности тибетского буддизма в современной России, в особенности продемонстрировать способы трансляции буддийской философии в религиозно-просветительском дискурсе.
Указанные мероприятия и деятельность буддийских просветителей рассматриваются через призму исторического развития тибетского буддизма в России, а также роли ойратов – предков современных калмыков – в становлении института далай-лам в Тибете.
Использованные в статье материалы интервью с буддийскими учителями позволяют оценить, насколько успешно проходит просветительская деятельность буддийских учителей по преподаванию буддийской философии и дарованию буддийских практик.