Текущие задачи русской философии

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.21146/2713-1483-2021-3-1-188-210

Ключевые слова:

задачи философии, российской проект цивилизационного разви­тия, логико-смысловой подход, субъектно-предикатная связка, общечеловечность, всечеловечность, всесубъектность.

Аннотация

В статье поставлена задача – органично связать современную общественную ситуа­цию в стране и сугубо теоретические задачи, вставшие со всей остротой перед фи­лософией. За последние тридцать лет существенно изменились отношения между философией и обществом. В 1991 г. в российском обществе были сняты идеологи­ческие ограничения, в том числе касающиеся условий развития философии. В ре­зультате большая часть усилий отечественных философов оказалась направленной на компенсацию отставания от западной философии. Этот вектор привел к разделе­нию философии и общества, индивидуального философского сознания и сознания общественного к утверждению определенных ценностных установок, характерных для западной цивилизации, как универсальных.

Формирование и принятие адекватного эпистемологического обоснования для рос­сийского цивилизационного проекта, равного по масштабу западному, становится насущной задачей для современной русской философской мысли. Российский проект цивилизационного развития не может просто опираться на «традиционные российские ценности», он требует поиска нового, более универсального решения, способного собрать воедино разнородные, несводимые к единому знаменателю ценностные системы, характерные для российского общества. Это требует колос­сальной философской работы, развивающей индивидуальное философское созна­ние и доводящей его до подлинного самосознания – и философии, и общества.

Далее в статье говорится о том, что нынешний язык русской философии должен быть существенно развит, более того, существенно перестроен, и это составляет особую задачу и особое поле работы философа. В философии назрела постановка вопроса о (не)универсальности разума. Для российской культуры основанием мыш­ления, целиком не зависящим от европейского, может стать всесубъектность как идея о вселенской целостности, как утопический идеал неутрачиваемой целостно­сти и неутрачиваемой субъектности.

В заключение подчеркивается, что эта идея, взятая как утопия, при продумывании того, как могла бы основанная на ней большая культура развернуть себя в цивили­зационную систему, составляет необозримое поле для работы на всех уровнях – от базового, связанного с философией сознания, до самых высоких и конкретных эта­жей культурно-цивилизационного строительства.

Опубликован

2021-06-07

Выпуск

Раздел

МЕГАТЕМА «РОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ»

Как цитировать

[1]
2021. Текущие задачи русской философии. Проблемы цивилизационного развития. 3, 1 (Jun. 2021), 188–210. DOI:https://doi.org/10.21146/2713-1483-2021-3-1-188-210.

Похожие статьи

1-10 из 90

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.