Проект экологической цивилизации для России (собственные основания и китайский опыт)

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.21146/2713-1483-2022-4-1-140-159

Ключевые слова:

цивилизация, Россия, Китай, цивилизационный проект, проектная реконструкция, духовность, благоговение перед жизнью, трансцендентное, общее дело, софийность, интегрализм, идеократия, всечеловечность, местобытие, эколо­гичность, экологическая цивилизация, экологическая этика.

Аннотация

Статья начинается с уточнения понятий, которые используются автором в анализе разных цивилизационных концепций, представленных философами прошлого и на­стоящего («идея», «проект», «проектная идея», «проектная реконструкция» и пр.). Автор проводит реконструкцию этих концепций применительно к России, в том чис­ле идей, подчеркивающих значение духовной организации жизни (Г.В.Ф. Гегель, А. Швейцер, С. Хантингтон), софийность, всеединство и интегрализм (Н.Ф. Федо­ров, В.С. Соловьев и П.А. Сорокин), всечеловечность (Н.Я. Данилевский, Н.С. Тру­бецкой, А.В. Смирнов). Ни одна из предлагаемых концепций не может быть полно­стью применена в обосновании цивилизационного проекта России. Однако некоторые идеи могли бы лечь в основу данного проекта (духовность и трансцен­дентность, ориентация на жизнь и общее дело, софийность и всеединство, идеокра­тический характер и всечеловечность).

Россия может вступить на путь становления цивилизации экологического типа. Но чтобы преодолеть западноцентризм, ей важно учесть китайский опыт в построе­нии экологической цивилизации, ориентированной традиционно на великую гармо­нию мира. Экологический кризис в Китае побудил политическое руководство страны к принятию взвешенных стратегических решений, в том числе мер по созданию эко­природных заповедников, дорожной карты охраны природы и программы экологиче­ского воспитания граждан, и в первую очередь молодых людей. Но главное в этой стратегии – реализация модели экологической модернизации, которая приведет к ста­новлению «зеленой» экономики, соответствующей логике культуры самого Китая.

Все это в известной степени может быть использовано в цивилизационном разви­тии современной России и тем самым способствовать ее экономической интегра­ции и культурному сближению с Китаем. Ей, как и последнему, нужно преодолеть парадигму «системной исключительности», допускающей доминирование над при­родой и прогрессистские устремления в отношении всей окружающей среды, а так­же отстоять свой экологический суверенитет.

Экологическая парадигма позволяет интегрировать разные концепции цивилизаци­онного развития России. Она исходит из принципа допустимости как предельно возможного вмешательства в естественные процессы социоприродной среды, а так­же учитывает факторы местобытия, человекоразмерности, экологичности, социаль­ной солидарности, самоограничения потребностей и умеренного потребления, мо­бильной интеллектуальной среды и пр. Кроме того, цивилизационный проект должен иметь этико-экологическое обоснование с учетом идейного наследия рус­ской философии и соблюдения критериев благоговения перед жизнью, нравствен­ной гармонии, профессионального отбора экологических субъектов.

Опубликован

2022-06-18

Выпуск

Раздел

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Как цитировать

[1]
2022. Проект экологической цивилизации для России (собственные основания и китайский опыт). Проблемы цивилизационного развития. 4, 1 (Jun. 2022), 140–159. DOI:https://doi.org/10.21146/2713-1483-2022-4-1-140-159.

Похожие статьи

1-10 из 91

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.