О некоторых философских основаниях цивилизационного дискурса в современной России

Ключевые слова: оссия, Запад, цивилизация, культура, коллективный разум, фило­софия, российский цивилизационный проект, цивилизационный дискурс, общече­ловечность, всечеловечность, интегративные (транскультурные) ценности, запад­низм, деколониальный поворот.

Аннотация

Автор статьи разделяет в целом выводы, к которым пришел А.В. Смирнов. Во-пер­вых, Запад с его претензиями на универсальность собственного цивилизационного проекта и политику глобализации не подходит для России. Последняя не может быть Западом в силу логики развития своей культуры (культур). Россия выражает всеобщее в собственной форме и претендует на универсальный проект. Во-вторых, отечественная философия, по мнению докладчика, является во многом «вторичной метафизикой» по отношению к западной мысли, используя ее методологию и поня­тийный аппарат. И все же у нее есть шанс повернуться в сторону собственного проекта и сформулировать свою повестку дня. В-третьих, поскольку Россия не мо­жет быть Западом, то, значит, она должна руководствоваться собственным разумом, соотнося его с разумами других народов и культур. Чтобы расширить возможности российского разума, надо постепенно преодолевать колониальность системы зна­ния, в т.ч. в области философии, и инициировать новые проекты и дискурсы. В-чет­вертых, в России существует несколько больших культур и религий, которые воз­никли в ней изначально и объединены общей исторической судьбой. Соединить эти положения в рамках цивилизационного проекта возможно лишь при наличии инте­гративных ценностей, а также объединяющей идеи (всечеловечности) и особого способа субъект-предикатного комплекса (например, всесубъектности).

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2021-06-07
Как цитировать
Резник Ю. О некоторых философских основаниях цивилизационного дискурса в современной России // Проблемы цивилизационного развития. 2021. Т. 3. № 1. С. 211-231.
Раздел
МЕГАТЕМА «РОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ»