Кочевые черты в характере русских в сфере духа и в материальном производстве

Авторы

  • Р.Р. Вахитов Башкирский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21146/2713-1483-2021-3-1-257-267

Ключевые слова:

материальное производство, русский народ, русская культура, ко­чевое земледелие, отходничество, кочевники.

Аннотация

В среде русской интеллигенции распространено восприятие русского народа как оседлого. Однако многие деятели русской культуры (от И.С. Аксакова до А.М. Горького) отмечали сходство русского характера с характером кочевых наро­дов. По их мнению, для русских также свойственно стремление к странствиям, по­искам лучшей жизни, а в духовной сфере – неудовлетворенность имеющимся поло­жением вещей, поиски высших идеалов.

В нашей статье выдвигается предположение, что эти черты должны иметь соответ­ствие в материальном базисе, в сфере материального производства, в хозяйствен­ных практиках русского народа (великороссов) на разных этапах его истории. Дей­ствительно, еще В.О. Ключевский указывал на то, что при формировании великоросского (русского) этноса колонисты с юга, оказавшиеся в междуречье Вол­ги и Оки, использовали кочевое, подсечно-огневое земледелие. Это оказало влия­ние на характер русского народа. В ХХ в. создатель социоестественной истории Э.С. Кульпин-Губайдуллин развил эти идеи, характеризуя русскую цивилизацию как сочетающую черты оседлых, этатистских (Китай) и кочевых (Туран) народов.

Социолог Ю.М. Плюснин показал, как велика роль отходничества в хозяйственных практиках русского народа вплоть до современности.

Таким образом, существуют серьезные доказательства тезисов о том, что имеется родство между мировоззрением и ценностями русских и кочевых народов, на что указывали и славянофилы, и евразийцы. Схожие тенденции наличествуют в мате­риальном производстве русского народа как в Средневековье, так и в Новое и Но­вейшее время. Можно не соглашаться с марксизмом в том, что материальное произ­водство первично, а духовная культура вторична, но существование корреляции между материальным и духовном в обществе – это непреложная истина, открытая марксизмом. Использование его методов позволяет лучше понять истоки ценностей русской культуры. Это позволяет также объяснить феномен комплементарности между славянскими и туранскими культурами Евразии.

Опубликован

2021-06-07

Выпуск

Раздел

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Как цитировать

[1]
2021. Кочевые черты в характере русских в сфере духа и в материальном производстве. Проблемы цивилизационного развития. 3, 1 (Jun. 2021), 257–267. DOI:https://doi.org/10.21146/2713-1483-2021-3-1-257-267.

Похожие статьи

1-10 из 88

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.