Контуры многоцивилизационного мира

Авторы

  • В.И. Спиридонова Институт философии РАН

DOI:

https://doi.org/10.21146/2713-1483-2022-4-2-5-32

Ключевые слова:

многоцивилизационный миропорядок, государство-цивилизация, раскол современности, мир-цивилизация, «цивилизационный отказ», геополитиче­ское задание, Северная Евразия

Аннотация

C начала XXI в. в незападном мире (в Китае, России, Индии) начался объективный процесс становления «плюрилатерального миропорядка» с опорой на новые миро­вые структуры – «государства-цивилизации», что зафиксировало начало «раскола современности», «оспаривание европейской модерности» в качестве безальтерна­тивной универсальной модели развития. Этот процесс совпадает с логикой Ф. Бро­деля, который утверждал наличие самодостаточных «миров-цивилизаций» (России, Китая, Индии, Турции), которые до поры были «зонами молчания», «спящими» ци­вилизациями. Такой подход предполагает равенство этих цивилизаций с евро-атлан­тической цивилизацией, единственным преимуществом которой является ее обстоя­тельное «историографическое» исследование по сравнению с другими.

К существенным характеристикам евро-американской «мир-цивилизации» относят последовательное перемещение центра и периферии, кульминацией которого стало возвышение США; идею «чистого листа», «пустого» пространства как источника утверждения особого предназначения, исключительности, мессианства американской нации; категорию «фронтира», сопряженную с принципом «очищаемой территории», основы современной американской завоевательной политики; реализацию принципа «terra nullius», «ничейной земли», преобразования глобального фронтира в открытое пространство имперского суверенитета; жесткое разделение народов в рамках дихо­томии «цивилизация» – «варварство». Согласно исторической логике и методологии Ф. Броделя, евро-американская «мир-цивилизация» имеет устойчивые материальные и культурно-идентификационные пределы распространения.

Сохранение глубинных структур, вновь вступающих во «время мира» цивилизаций – российской, китайской, индийской – происходит через «цивилизационные» или «дол­говременные» отказы, отрицающие разрушительные для их сущности заимствования. Главной задачей России является поиск нового энергетического импульса самоиденти­фикации, который выражается в смене онтологического вектора развития, сформули­рованного Н.С. Трубецким в понятии «геополитического задания» народа, в качестве которого сегодня выступает реализация идеи «русского Севера», «Северной Евразии».

Опубликован

2022-12-11

Выпуск

Раздел

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Как цитировать

[1]
2022. Контуры многоцивилизационного мира . Проблемы цивилизационного развития. 4, 2 (Dec. 2022), 5–32. DOI:https://doi.org/10.21146/2713-1483-2022-4-2-5-32.

Похожие статьи

1-10 из 88

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.