Идея государства в структуре понятия «государства-цивилизации»: западный и незападный взгляд на проблему

Авторы

  • В.И. Спиридонова Институт философии РАН

DOI:

https://doi.org/10.21146/2713-1483-2024-6-2-5-27

Ключевые слова:

идея государства, государство-цивилизация, «государство-предприя­тие», трансформация мирового порядка, сакрализация, мобилизация, высшее благо.

Аннотация

Появление нового субъекта мировой политики – «государства-цивилизации» как реакции на американскую гегемонию, вызвало резкую критику в западном научном сообществе. Главное возражение, которое выдвигается, состоит, по мысли запад­ных критиков, в несовместимости институциональной сущности государства, как его понимают на Западе, с понятием «органической» природы цивилизации. Такой подход показывает, что существуют радикальные мировоззренческие противоречия в толковании государства и государственности в западной и незападной мысли. Вскрытию сущности этого противоречия посвящена данная статья.

Понимание государства прошло на Западе длительный путь от его аристотелевской этической интерпретации как добродетели и телеологии «благой цели» до совре­менной американской концепции «государства-предприятия», – модели, которую они стремятся распространить на весь мир.

Современная западная форма государственности не является универсальной, а всего лишь локально-цивилизационной формой для евро- американского региона, которая сложилась под влиянием конкретных социально-политических условий развития. Отсутствие катастрофически разрушительных внешних факторов, грозящих уни­чтожением всей западной цивилизации, сделало возможным создаие более низкого уровня политической централизации и более высокого уровня политической авто­номии. Второй особенностью западной модели стала особая роль рыночных отно­шений и элиты, с ними связанной, что привело к общему умалению роли государ­ства и сведению его к функции обслуживания. Кульминацией эволюции идеи государственности стала американская модель «государства-предприятия».

В незападной научной мысли государство, принявшее мобилизационную форму как итог социально-исторического развития в условиях мощных внешних вызовов экзистенциального характера, сохраняет коннотацию этической ценности. Оно при­обретает значение высшей ценности, приводящей к разной степени его сакрализа­ции. Последняя имеет свои особенности в современной китайской модели государ­ства-цивилизации, а также в российской, которые обсуждаются в данной статье.

Феномен сакрализации имеет место и в западной модели развития. Место «сакраль­ного» в этой социально-политической структуре занял рынок. Именно он стал той «невидимой рукой», магической силой, которая заняла место Бога после повсемест­ной девальвации, а то и полного отказа от христианства в Новое и Новейшее Время.

Государство является сущностно необходимым элементом цивилизационного восста­новления общества после глубоких кризисов, и, таким образом, формула «государ­ства-цивилизации» для обозначения новых субъектов мировой политики получает дополнительную позитивную аргументацию в условиях современной глубинной трансформации структуры мира.

Опубликован

2024-12-22

Выпуск

Раздел

МЕТОДОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА

Как цитировать

[1]
2024. Идея государства в структуре понятия «государства-цивилизации»: западный и незападный взгляд на проблему. Проблемы цивилизационного развития. 6, 2 (Dec. 2024), 5–27. DOI:https://doi.org/10.21146/2713-1483-2024-6-2-5-27.

Похожие статьи

1-10 из 89

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.