Идея государства в структуре понятия «государства-цивилизации»: западный и незападный взгляд на проблему
DOI:
https://doi.org/10.21146/2713-1483-2024-6-2-5-27Ключевые слова:
идея государства, государство-цивилизация, «государство-предприятие», трансформация мирового порядка, сакрализация, мобилизация, высшее благо.Аннотация
Появление нового субъекта мировой политики – «государства-цивилизации» как реакции на американскую гегемонию, вызвало резкую критику в западном научном сообществе. Главное возражение, которое выдвигается, состоит, по мысли западных критиков, в несовместимости институциональной сущности государства, как его понимают на Западе, с понятием «органической» природы цивилизации. Такой подход показывает, что существуют радикальные мировоззренческие противоречия в толковании государства и государственности в западной и незападной мысли. Вскрытию сущности этого противоречия посвящена данная статья.
Понимание государства прошло на Западе длительный путь от его аристотелевской этической интерпретации как добродетели и телеологии «благой цели» до современной американской концепции «государства-предприятия», – модели, которую они стремятся распространить на весь мир.
Современная западная форма государственности не является универсальной, а всего лишь локально-цивилизационной формой для евро- американского региона, которая сложилась под влиянием конкретных социально-политических условий развития. Отсутствие катастрофически разрушительных внешних факторов, грозящих уничтожением всей западной цивилизации, сделало возможным создаие более низкого уровня политической централизации и более высокого уровня политической автономии. Второй особенностью западной модели стала особая роль рыночных отношений и элиты, с ними связанной, что привело к общему умалению роли государства и сведению его к функции обслуживания. Кульминацией эволюции идеи государственности стала американская модель «государства-предприятия».
В незападной научной мысли государство, принявшее мобилизационную форму как итог социально-исторического развития в условиях мощных внешних вызовов экзистенциального характера, сохраняет коннотацию этической ценности. Оно приобретает значение высшей ценности, приводящей к разной степени его сакрализации. Последняя имеет свои особенности в современной китайской модели государства-цивилизации, а также в российской, которые обсуждаются в данной статье.
Феномен сакрализации имеет место и в западной модели развития. Место «сакрального» в этой социально-политической структуре занял рынок. Именно он стал той «невидимой рукой», магической силой, которая заняла место Бога после повсеместной девальвации, а то и полного отказа от христианства в Новое и Новейшее Время.
Государство является сущностно необходимым элементом цивилизационного восстановления общества после глубоких кризисов, и, таким образом, формула «государства-цивилизации» для обозначения новых субъектов мировой политики получает дополнительную позитивную аргументацию в условиях современной глубинной трансформации структуры мира.