Цивилизационные модели в современной России: системные и внесистемные признаки
DOI:
https://doi.org/10.21146/2713-1483-2024-6-2-73-91Ключевые слова:
человек, местобытие, место, мир, история, цивилизация, смыслы, всеобщность, эпоха, вещи (артефакты), коммуникации, всемирность, державность, экологичность, экологическая цивилизация, Россия.Аннотация
Цивилизация есть историческое местобытие человека, которое разворачивается в конкретных условиях места (ареале) и времени (эпоха). В ее основе лежит связка «человек – место», характер взаимоотношений между которыми определяет тип цивилизации. Российская цивилизация принадлежит к «смешанным» моделям, поскольку в ней сосуществуют и противоборствуют друг с другом две основные модели, которым соответствуют разные фундаментальные идеи: субъекто-центризм, выражающий идеи всемирности и доминирования в мире, и место-центризм, представленный идеей державности. В процессе эволюции российская цивилизация приобрела еще один сущностный признак – экологичность (идеи сбережения местобытия человека и сбалансированного развития его сторон).
В ходе анализа было установлено, что цивилизационные модели, сосуществующие в современной России, характеризуются разными представлениями о всеобщности (идеальном или желательном общежитии людей), тем или иным способом взаимодействия человека и места, типом человека, средствами самовоспроизводства и пр. Их можно условно разделить на субъекто-центричные, символизирующие стремление к господству человека над местом (состояние всемирности), место-центричные, выражающие зависимость от места и сверх- или суперсистемное качество союза государств как политического и культурного целого (державность), и экологические, обеспечивающие гармоническое единство с местом и систематическую заботу о нем (экологичность).
Автор показывает на примере анализа системной теории Н. Лумана, что державность и другие признаки российской цивилизации носят в целом системный характер, но при этом выступают сверх- или суперсистемными характеристиками, которые интегрируют общества и государства в единое политическое и культурное целое. Он приходит к выводу о том, что Россия имеет исторический шанс состояться как экологическая цивилизация, если ей удастся освободиться от формально-бюрократических оков различных квази-систем и преодолеть системную коррозию.